Стили в интерьере » Бидермейер

Бидермейер

Стиль Бидермейер

Бидермейер (от немецкого biedermeier) – это художественный стиль, получивший широкое распространение в начале 19 века в Австрии и Германии. Он быстро нашел массу поклонников как в архитектуре и искусстве, так и дизайне интерьеров. Бидермейер по своей сути был близок к романтическому стилю, пришедшему на смену ампиру. Как стиль он относится к стилю среднего класса и отражает в себе типичные представления об атмосфере «бюргерской» обстановки. Вообще 19 век считается современником зарождающейся буржуазии, отличавшейся сентиментальностью и скромностью в мире повседневных вещей. 

Чопорные формы аристократичного ампира уступили место простоте домашнего уюта и интимности. Бидермейеру особенно характерны тщательный подбор бытовых деталей в интерьере и тонкое чувство природы. Его идеологические предпосылки лежали в неустойчивой и слабой для того времени ситуации в политической деятельности Германии и Австрии, когда властвовали застой и реакция. Тревожное положение приводило к ярко выраженной меланхолии, что, в свою очередь, вело к сознательному уходу от удручающей действительности и все большему погружению в семейный круг и общество близких друзей с желанием найти романтику в крошечных повседневных радостях жизни. 

Понемногу движение «бидермейер» стало оказывать свое влияние на моду, графику, предметы мебели и интерьера, а так же на прикладное искусство. К началу двадцатого столетия слово «бидермейер» стало равнозначно выражению «старые добрые времена». Не смотря на то, что в этом стиле работали известные столичные мастера Берлина и Вены, за стилем бидермейер закрепилась репутация провинциального. Именно в качестве «провинциала» он и попал на территорию России. 

Его основные принципы – это лаконичность и построение, которые особенно проявились в дизайне интерьера и мебельном производстве. Дизайн интерьера в стиле бидермейер характеризует простота форм, сбалансированность пропорций, преимущество светлых тонов, создающих интимность и гармоничность. В результате того, что помещения были светлые и просторные, восприятие интерьера было психологически комфортным и к тому же в меру простым. Поверхность стен помещений с характерными глубокими проемами окон оклеивали тиснеными обоями полосатых расцветок, окрашивали в чисто белый цвет или другие, но тоже светлые тона. Для текстильного оформления выбирались ткани или гобелены с растительным рисунком. Обязательным условием было применение одинакового материала при обивке мебели и декорировании окон. 

В обиход начинает входить такое определение помещения, как «чистая комната» (по аналогии со светским салоном), которая не предназначалась для использования в будние дни. Эта «воскресная комната», практически всегда стоявшая закрытой, обставлялась самым тщательным образом и открывалась только в случае приема гостей. Уют жилого интерьера дополняла мебель, окрашенная преимущественно в теплые тона и прозрачные акварели. Повсюду встречаются настенные гравюры, множество различных сувениров и украшений. Практичность бидермейера заключается в предпочтении предметов мебели, соответствующих представлению владельца о функциональности и комфорте. 

Для мебели бидермейера были характерны, такие основные черты, как удобство, которое выражалось в плавно изогнутых подлокотниках и спинках кресел, добротность и прочность стульев и диванов, красота и изящество точеных и гнутых ножек столов и секретеров. Приветствовалась мебель более простых форм, свободная от навязчивого чужеродного декора и разнообразных архитектурных излишеств. В то же время простота удачно компенсировалась правильно подобранным рисунком и расцветкой обивок, а также практичностью и функциональностью. 

Стали появляться сложные комбинированные конструкции мебели: раздвижные столы, бюро для написания писем, столики с выдвижными и откидными столешницами, столы и стулья, трансформировавшиеся в библиотечную лестницу. Для изготовления парадной мебели использовали розовое или красное дерево. В последствии его заменили фанеровкой из ореха и светлых пород древесины (груша, черешня, тополь, клен, ясень). В качестве обивки стали использовать репс в полоску и ситец в цветочек. Данный период вошел в историю как «эпоха светлого дерева». 

В начале 20 века бидермейер все чаще стали трактовать как «мещанский стиль» с негативной оценкой. Конечно, ему присущи такие черты, как: сентиментальность, камерность, поэтизация и интимность вещей, что и привело к данному суждению. Но все же Бидермейер заслуживает право на существование, и многие сегодня отдают ему предпочтение. Яркие ткани, классические формы, удобство и функциональность предметов этого художественного стиля довольно близки к нуждам человека и улаженному быту, что наверняка придется по нраву и нашим современникам.

 

 


   
Адрес: Москва
Тел.:8 926 234 78 89
E-mail:
создание сайтов
IT-ГРУППА “Передовик точка ру”